Ср, 26 Июня, 2019
Липецк: +22° $ 62.91 71.60
Ср, 26 Июня, 2019
Липецк: +22° $ 62.91 71.60
Ср, 26 Июня, 2019

История в образах и артефакты дворянских гнёзд

Роман Хомутский, Николай Черкасов (фото) | 12.09.2011

Новый выставочный сезон (2011–2012) в Липецкой областной картинной галерее ознаменовался презентацией двух больших выставочных проектов.

Художественный бренд Липецка

Стремительный и прогрессивный нынешний век постоянно привносит в наш вокабулярий всё новые и новые выражения. В последнее время весьма часто стало употребляться и уже прочно вошло в обиход слово «брендирование». Что же означает сей диковинный лексический фрукт? Если не вдаваться в тонкости смысловых оттенков, то под брендированием понимают всё, что связано с созданием определённого образа, имиджа, приданием статуса. Если несколько сузить поле поиска, то бренд – это торговая марка, «лицо» коммерческого продукта.

Какое отношение бренды имеют к культуре? Поясню. Спросите впервые отправляющегося в Россию иностранца о русской литературе или живописи : какие слова он назовёт с большей вероятностью? Пушкин, Достоевский, Эрмитаж, Третьяковка… Бренды? Вне всякого сомнения! Причём образовывающее устойчивое представление о национальном культурном достоянии. В Областной картинной галерее решили создать собственный бренд – Липецкий художественный.

Свою коллекцию картинная галерея формировала по историческому принципу: всё о развития искусства нашего края, от каждого именитого мастера по нескольку лучших и характерных для всех этапов его творчества работ. Логичным дополнением стала живопись, скульптура и графика мастеров из Москвы и других городов России. Это помогало не только лучше понять истоки и ощутить преемственность традиций, но создать цельную картину художественных исканий творцов второй половины прошлого и начала нынешнего столетий. На сегодняшний день фонды Липецкой областной картинной галереи – а им чуть более двадцати лет – насчитывают свыше тысячи наименований.

Идея подробного изучения такого обширного перечня и отбора избранного для «Коллекции коллекций», а также постоянно действующей экспозиции витала в воздухе давно. Галерея нуждалась в своеобразной визитной карточке, способной дать даже самому далёкому от липецкого искусства специалисту, гостю города, обычному зрителю исчерпывающее представление – кто есть кто на нашей художественной арене. К тому же инициатива выглядит вполне логичной в связи с подготовкой к празднованию в 2012 году юбилея Липецкой области.

– Мы гордимся своими достижениями и совершенно не стесняемся их демонстрировать! – оптимистично заявляет директор галереи Павел МАТВИЕЦ. – К тому же у липецкого искусства есть своя история, точкой отсчёта которой служит день образования области. Так почему же не проследить этапы пути на лучшем материале, что есть в нашем распоряжении?

– Не стоит и сомневаться, чьи работы представят публике эталонный исторический срез. Здесь и Сорокин, и Слушник, и Гришко, и Вагнер, и Сальников, и Сысоев, и Дворянчиков, и многие другие. Но каков был всё-таки основной критерий отбора?

– Мы попытались соблюсти некое стилистическое единство. Хотелось, чтобы собрание соответствовало стандарту серьёзной музейной экспозиции. Поэтому – и тут ты совершенно прав – предпочтение отдавалось отцам-основателям, заложившим целую школу. Те, кто глубоко интересуется и знает старых липецких творцов, поймут меня. Объективно, это очень хорошие художники с достойным образованием и соответствующими регалиями. Подчеркну, это не только липчане, но и те почтенные деятели, чьи произведения есть в хранилищах. Было бы неверно преподносить творчество наших искусников изолированно, ведь тогда их даже не с кем было бы соотнести. И, кстати, самобытность каждого лучше всего заметна именно в сравнении. Наша коллекция не замкнута – с появлением новых шедевров в фондах мы обязательно будем включать их в «Коллекцию коллекций» и экспонировать на равных правах с остальными. Сейчас в четырёх залах второго этажа около шестидесяти произведений. Обращаю внимание ценителей: значительное пространство отдано под великолепную графику. Многие из этих листов давно не видели дневного света. И вскоре снова отправятся в хранилища, так как условия экспонирования не подразумевают долгое нахождение графики на стендах и стенах. Естественно – изобилие живописи. Крупный, мелкий формат, пейзаж, портрет, натюрморт. Удачно дополняют пространство лучшие скульптурные творения.

– Не помешает ли постоянно занимающая целый этаж экспозиция выставочной деятельности?

– Ни в коей мере! При необходимости работы можно на время убрать, если потребуется задействовать все наши залы. Проблемы нет! Могу привести в пример соседей из Воронежа – музей Крамского. У них замечательное, богатое собрание, на основе которого сделана постоянная «парадная» экспозиция. При этом они активно принимают у себя всевозможные проекты. Посудите сами, посмотреть на жемчужины собрания интересно вдвойне, когда они находятся на фоне привозных вещей. Да и зритель, привлечённый, возможно, яркой афишей того или иного проекта, случайно попавший в музей, сможет в дополнение посмотреть ещё одну выставку.

– Вы долго готовили «Коллекцию коллекций» и подходили к ней с разных сторон, будто примериваясь. То у вас «Поэзия воды», а то выставка заслуженных и народных. И всё ведь из фондов. Сейчас темы никакой специальной нет, но есть нечто большее. Что это?

– Коллекция хорошая, и прятать её незачем. Люди должны с ней познакомиться, лучше узнать и полюбить. Да и нам необходимо пожить с этими работами в одних стенах, привыкнуть, присмотреться. А потом – улучшить, дополнить. Нам ведь как коллективу надо совершенствоваться и стремиться оправдывать звание художественного музея, коим мы являемся.

Путешествиепо русским усадьбам

Знаете ли вы, что такое явление, как помещичья усадьба, существовало исключительно в старой России? И сейчас в Доме Губина – нынешней резиденции картинной галереи – под стать роскошному внешнему и внутреннему убранству строения истинный дух поместной жизни был чудесным образом воссоздан. И что характерно, не только изобразительными средствами (хотя они и доминируют), но и за счёт совершенно реальных артефактов той эпохи: первыми и прижизненными изданиями Пушкина, Тургенева, Толстого, Вяземского, Баратынского из фонда редких книг Липецкой областной универсальной научной библиотеки и предметами быта дворянской усадьбы XIX века из фондов Мемориального музея-заповедника Семенова-Тян-Шанского. Всё это называется «Деревенские кабинеты русского Парнаса». Помните строки Александра Сергеевича: «Петербург – прихожая, Москва – девичья, деревня же наш кабинет…».

Мы уже анонсировали эту удивительную выставку народного художника России Дмитрия Анатольевича Белюкина в прошлом номере журнала, поэтому повторяться о её содержании особенно не будем. Лучше взгляните на иллюстрации и полюбуйтесь дивными видами литературных музеев-заповедников и их окрестностей. На «деревенские кабинеты», рощи, часовенки, книги…

На выставке представлены те этюды, которые уже переросли в программные и широко известные произведения белюкинской Пушкинианы. И те, которые интересны сами по себе, как мимолётная фиксация дорогих художнику мест в солнце и дождь, в жару и холод. Как говорит Белюкин: «Художник должен намёрзнуться на прогулке в Михайловском или Тригорском, а потом согреваться у печи, слушая шорохи и скрип половиц старинного барского дома, видеть морозный рассвет в заиндевелом оконце, чтобы почувствовать неброскую красоту сельской усадьбы. Пушкинская эпоха – самая любимая мною, жалею, что не родился тогда». Постепенно автор нащупал очень глубокую тему «Деревенских кабинетов» не только пушкинских Михайловского и Болдина, но и любимого Тургеневым Спасского-Лутовиново, толстовской Ясной Поляны, Остафьево князей Вяземских, Мураново Баратынского и других мест вдохновения и творческих взлётов русского Парнаса. Серия эта постоянно пополняется новыми картинами художника.

Работы, занимающие весь первый этаж галереи, были выполнены с 1984 года по 2010 год. Даже не верится, что автор столько лет потратил на изучение одной темы. Но на то нашлось объяснение. Пушкинский мотив – один из главных в творчестве мастера. Ещё будучи студентом МСХШ имени Сурикова, художник полюбил Михайловское и постоянно приезжал туда писать в разное время года.

О самом Дмитрии Анатольевиче Белюкине, начавшем работать как художник в 1980-х и к 2005-му заслужившем звание народного, говорят, что он шагнул из ХIХ века сразу в ХХI. Белюкин связал своё творчество с лучшими традициями реалистической школы живописи. Он всегда вносит в свои работы ту духовную приподнятость и чистоту, тот высокий настрой, которые отличают классическую русскую художественную школу. Подвижничество и гражданская позиция – основные черты его творчества. Он обращается к тому, что было вычеркнуто из народной памяти, стремится вернуть культурную традицию, без которой скучно и холодно в современном мире.

По словам куратора выставки Полины Матвиец, помимо своей несомненной художественно-эстетической ценности выставка обладает мощнейшим образовательным потенциалом. Как раз тот случай, когда смело можно говорить: это необходимо увидеть старшеклассникам. Прекрасной идеей было проводить здесь выездные уроки по литературе или мировой художественной культуре. И знаете, почему? Современные люди практически полностью избавлены от информации о былых эпохах. От того, о чём Белюкин говорил: «Как сервировался утренний кофе аристократа, каким образом гасили свечи хрустальных люстр, что подавали в усадьбах к «Вдове Клико» и чем закусывали наливки?»

В. Бегма. «Белые цапли». 1984

В. Бегма. «Белые цапли». 1984

Павел МАТВИЕЦ

Павел МАТВИЕЦ

Д. Белюкин. «Кабинет П.А. Осиповой-Вульф в Тригорском». 2004

Д. Белюкин. «Кабинет П.А. Осиповой-Вульф в Тригорском». 2004

Е. Сальников. «Спорт и отдых». 1986

Е. Сальников. «Спорт и отдых». 1986

Д. Белюкин. «Усадьба Михайловское. Утро погожего дня». 2004

Д. Белюкин. «Усадьба Михайловское. Утро погожего дня». 2004

В. Бегма. «Белые цапли». 1984 Павел МАТВИЕЦ Д. Белюкин. «Кабинет П.А. Осиповой-Вульф в Тригорском». 2004 Е. Сальников. «Спорт и отдых». 1986 Д. Белюкин. «Усадьба Михайловское. Утро погожего дня». 2004
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных