Ср, 21 Августа, 2019
Липецк: +26° $ 66.61 73.95
Ср, 21 Августа, 2019
Липецк: +26° $ 66.61 73.95
Ср, 21 Августа, 2019

«На-На» бьёт по нервам и давит на эмоции

Роман Хомутский | 25.05.2009

Бари Алибасов, как говорится, в особых представлениях не нуждается. Талантливый музыкант, администратор, бизнесмен от шоу-индустрии. Его имя прочно ассоциируется с такими величинами отечественной музыки, как группа «Интеграл», Женя Белоусов, Юрий Лоза, Андрей Разин, Сергей Челобанов, Марина Хлебникова…

Главное же детище самого известного российского продюсера – группа «На-На». В нынешнем году она отмечает юбилей: вот уже два десятилетия коллектив сотрясает подмостки страны. Правда, уже не с той интенсивностью, что прежде. В связи с этим событием было организовано беспрецедентное гастрольное турне, в рамках которого музыканты уже объехали Китай, Болгарию, Турцию, Кипр. 26 мая так называемое «Шок-шоу» покажут в спортивно-концертном комплексе «Звёздный».

В преддверии концерта вождь «нанайского» племени нагрянул в наш город проверить, как идёт подготовка к мероприятию. В перерывах между решением деловых вопросов Алибасов охотно общался с представителями прессы. Встретился он и с нами. С первой же минуты своего появления в «Амстердаме» Бари Каримович завладел вниманием всех присутствующих. Невероятно, но энергии шестидесятиоднолетнего мэтра позавидовали бы и более оборотистые молодые коллеги. Исключительная словоохотливость, чёткость формулировок, небанальное чувство юмора – Алибасов способен в минуту обаять своего самого строгого рецензента.

– Бари Каримович, афиши обещают липчанам невиданное доселе «Шок-шоу». Приоткройте, пожалуйста, завесу тайны, чего же шокирующего в вашей новой программе?

– Группе «На-На» исполнилось двадцать лет. Мы намерены широкомасштабно отметить эту торжественную дату, праздник будет продолжаться весь год. Серия концертов, запланированных в России, как раз привязана к юбилею. Весь прошлый сезон мы провели за границей: три раза были в Китае, в том числе и на открытии Олимпиады, ездили в Европу. На Кипре нас ждал громкий успех, после «нанайских» представлений там даже выходили газеты с заголовками типа «Шоу, которому нет равных». Вот как раз эту программу мы и представим в Липецке. Предыдущий концерт в вашем городе проходил в театре, где не было возможности в полной мере реализовать все элементы визуального действа: пиротехнические эффекты, некоторые трюки. СКК «Звёздный» позволяет в этом смысле развернуться куда больше и показать всё то, что оправдывает слово «шок». Что касается состава, несмотря на то, что «На-На» уже «в возрасте», коллектив помолодел: помимо Славы Жеребкина и Вовы Политова у нас три новых солиста. Надо признать, что они ни в чём не уступают старожилам, у которых за плечами восемь тысяч концертов в сорока пяти странах. При этом найти подходящих ребят мне было совсем не сложно. Сейчас молодёжь поёт, среди начинающих полно талантов с отличными вокальными данными не в пример прошлым десятилетиям, прошедшим под знаком безголосых «фанерщиков». То, что происходит у нас на сцене – ярко, зрелищно, понятно всем возрастам.

– Как вы считаете, почему на выступления «На-На» ходят и молодые слушатели, и пожилые?

– Мы обращаемся к чувствам, а это универсально для каждого человека. Ни музыкальные стили, ни жанры, ни мода, – только чистые эмоции, вот на что мы делаем упор. Группе «На-На» довелось выступать и в Шри-Ланке, и в Таиланде, и для американского сената, и на турецких пляжах, и для горячих финских парней пели, и для обмороженных вятичей, – везде реакция публики схожа. В независимости от пола, возраста, сексуальной ориентации, политической принадлежности каналы, по которым транслируются переживания человека, у всех одинаковы. Причём музыка – это та сфера, которая напрямую обращается к чувствам, не задействуя при этом никаких аналитических механизмов: текст требует осмысления, визуальные образы обрабатываются мозгом, вкус, запах – соответствующими рецепторами. А музыка абстрактна, неподвластна логике. Она нравится, «вставляет» или вызывает отторжение.

Мне вообще смешны разговоры о поэзии в песнях. Ведь кого-то может трогать англоязычный шлягер, в котором не понятно ни одного слова, кого-то джазовый вокализ и так далее. Звуки музыки и положенные сверху слова – два совершенно разных психофизиологических состояния. И ничего с этим не поделаешь: либо цепляет, либо нет. Вот простой пример. В припеве одноимённой песни слово «Фаина» повторяется сорок восемь раз! Вы только вдумайтесь, насколько содержательно, насколько глубоко! (Не без иронии.Прим. автора). И ничего, – этот хит до сих пор помнят и поют. Значит, задевает за живое! У меня разработана целая методика воздействия на эмоции: ведь если посреди меланхоличной композиции долбанёт взрыв, под стул упадёт каждый, какого бы возраста или политической принадлежности он ни был. Но мы не можем передать те же самые ощущения посредством телевизора. Поэтому артист на сцене и зритель должны сливаться в едином порыве, выражаясь фигурально, и тем и другим должно «сносить башню». Исполнитель не обязан думать, его действия должны быть машинальны. Необходимо, чтобы он сам был наполнен тем, что хочет передать залу, он сам должен войти в транс, чтобы ввести в транс присутствующих. Иначе шоу провалится, люди не поверят. Поэтому приходится очень много репетировать, отрабатывать все нюансы представления и доводить их до автоматизма. Наши концерты всегда строились на довольно высоком технологическом уровне: и машины взрывали, и людей поджигали. Постановка нынешней программы обошлась примерно в семьсот тысяч долларов. Сами понимаете, позволить себе такую роскошь, как разочарованный зритель, мы не можем.

– Шоу-бизнес ощутил на себе все «прелести» кризиса. В сложившихся условиях насколько рентабельно делать такие дорогостоящие, роскошные представления? Ведь упомянутые семьсот тысяч – это такой же капитал, который, будучи инвестирован под конкретный проект, должен приносить дивиденды.

– Обычно любая программа эксплуатируется четыре-пять лет. Как и любой артист. Это подтверждает и мировая практика: ни одна даже самая именитая звезда не катается каждый год с новой сценой, декорациями, балетом. Безусловно, программа со временем изменяется, в ней появляются новые элементы, что-то усовершенствуется, от чего-то приходится избавляться. Опять же появляются свежие песни. В процессе даже сам исполнитель додумывает какие-то нюансы, которых невозможно просчитать заранее. Постоянно приходится обновлять костюмы, довольно быстро изнашивающиеся, ветшающие, рвущиеся. Обуви хватает максимум на полтора месяца.

Если мы коснёмся планирования гастрольного графика, то с этим в России сейчас положение очень непростое. Как правило, договорённость о проведении мероприятия достигается за несколько месяцев. У «На-На», к примеру, расписание утверждено до ноября, дальше известно только примерно. Гастрольный бизнес практически разрушен, до семидесяти процентов заранее запланированных концертов отменяются. Сегодня надо искать какие-то новые пути выхода из положения. Я ориентируюсь на западных артистов. Они покинули звукозаписывающие компании и занимаются своей раскруткой и продвижением самостоятельно. Организация выступлений, продажа атрибутики, цифровых носителей лежит на их собственных плечах. Так же и мы.

Во всём должен быть комплексный подход. Каждый решает главную задачу шоу-бизнеса – как удержать зрителя, быть ему интересным – по-своему, у всех свои секреты: одни берут качественными песнями, другие – постановочным шоу, третьи – ротацией на телевидении. Дело ещё и в том, что музыка сегодня исполняет совершенно иную функцию, нежели несколько десятилетий назад, она стала фоновой, издаётся массово, её ценность нивелировалась. Меня обнадёживает только то, что у группы «На-На» есть верная аудитория. От четырёх до семидесяти лет.

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных