itogi.lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
25 октября 2010г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
ФОТО НЕДЕЛИ 
Ромашка и Лаванда украсили «Золотую осень»
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Телерадиокомпания Липецкое время
Общество 

Обвенчанный с литературой

25.10.2010 "ЛГ: Итоги недели". Максим Ионов
// Общество
Фото Веры Поповой

«У каждого человека есть право не быть собственным современником». Так говорила Марина Цветаева. Обращалась она в том числе и к творцам, которым едва ли не на роду написано мятежничать против накатывающего социального мейнстрима и завлекать людей в душевно уютный мир вечных ценностей.


Молодой липецкий писатель и студент юридического факультета МГТА Олег Суворинов внял призыву великого поэта в полной мере. Его творчество не только противостоит натиску современности как таковому, но и оппонирует минаевско-марининским стандартам, всё глубже укореняющимся в отечественной прозе. Торжеству постмодернового новояза он противопоставляет следование традициям русской классической литературы, что, впрочем, не отменяет актуальности поднимаемых им тем.


На прошлой неделе первый роман Олега «Петербург – Ад – Петербург» получил высокую оценку жюри литературной премии «Дебют», присуждаемой авторам не старше 25 лет, пишущим на русском языке. Ареопаг под председательством Марка Розовского, изучив 50 000 работ малой и крупной формы, включил это произведение в число двадцати лучших по итогам 2010 года. Это событие и стало первой темой нашего разговора.



– Известие о попадании в лонг-лист «Дебюта» я получил почти случайно. Дело в том, что текст романа на конкурс отправлял ещё в прошлом году. А чем был знаменателен 2009? На него пришёлся пик мирового экономического кризиса, вследствие чего жюри сделало акцент на произведениях, отражавших царившее в обществе беспокойство. Романы и рассказы, посвящённые другим темам, решили оставить на 2010-й. В этот момент я уже полностью сосредоточился на судьбе второго романа «Улица туманов», как вдруг обнаружил в почтовом ящике письмо от одного питерского литератора. Он похвалил роман и пожелал удачи в «Дебюте». Понял я его тогда не сразу, но потом, обратившись к официальному сайту премии, увидел свою фамилию в двадцатке финалистов. Какие чувства испытал? Разные. Радовался, что среди 50 000 работ со всей России и из зарубежных стран был выбран именно роман липецкого автора, не имеющего филологического образования. Приятно было осознавать, что не зря трудился над текстом почти два года и переписывал некоторые фрагменты по 20 раз.



– Олег, принято считать, что писателями просто так не становятся и этому выбору должен предшествовать какой-то сильный эмоциональный импульс. Случился ли таковой в твоей жизни?


– Эрнест Хемингуэй говорил по этому поводу: «Чтобы стать писателем, нужно иметь несчастное детство». У меня получилось примерно так же, только детские годы были вовсе не несчастными, а полными разнообразных ярких впечатлений. Они просто переполняли меня и в один прекрасный момент начали складываться в художественные образы. Первый рассказ написал в 11 лет, он до сих пор хранится в нашем семейном архиве. Как сейчас помню: речь в нём шла о школьниках, собиравшихся в кругосветное путешествие. Потом было ещё несколько несохранившихся сочинений. Затем наступил лирический период жизни, продолжавшийся до того момента, когда созрела идея первого романа. Окончательно понял в тот момент, что в прозе смогу донести до читателя свои мысли убедительнее, чем в стихах.



– Олег, русская литература, если говорить о классических её образцах, всегда пыталась ответить на множество вечных вопросов и решить несколько фундаментальных задач. В том числе и нарисовать портрет героя нашего времени. Героя какого из двух романов ты мог бы назвать воплощением современного человека?


– Конечно же, центральную фигуру «Улицы туманов» Глеба Шульцева. Журналист Герман Гарин из первого романа, конечно, тоже сосредотачивает в себе некоторые черты, которые меня беспокоят. Он нигилист. Но не «базаровского» свойства, а новой формации. Безыдейный, исповедующий нигилизм исключительно ради самого нигилизма. Отрицающий всё идеальное и светлое ради самого факта отрицания, не желая при этом ни на йоту проникать в суть вещей.


Шульцев (по сюжету «Улицы туманов» мелкий банковский клерк, подняв на тротуаре обороненную случайным прохожим банкноту, решает вернуть её владельцу, но вместо этого попадает на земной страшный суд. – Прим. автора) – персонаж более многогранный. Если хотите, это образцовый продукт порочной системы ценностей, в которую всё глубже и сладострастнее погружается современный обыватель. Что это за пороки? Например, бездумное скольжение по поверхности, ползание на брюхе в поисках лёгких благ, которые непременно должны валяться под ногами, а не зарабатываться усердным трудом. Упорное нежелание поднимать голову вверх и видеть, что существует ещё и небо, на котором есть звезды, луна, солнце. Отторжение с топотом ножками любых проявлений духовной жизни. Игнорирование вопросов «Кто мы? Откуда пришли? И куда идём?». Также поведение Шульцева символизирует упадок семейных ценностей, который мы сейчас наблюдаем почти повсеместно. Жена для него не любимый человек, не идеал женщины, не мать двух дочерей, наконец, а просто какая-то особа, случайно оказавшаяся рядом. Её общество он, не задумываясь, меняет на ночь в компании женщины, имя которой наутро даже не вспомнит. Но, обращаясь с домочадцами, как с низшими существами, презирая любую мораль по факту её существования, он склонен к пафосным и ни к чему не обязывающим «добрым жестам», ибо подвержен передоновскому страху (Ардальон Передонов – главный герой романа Фёдора Сологуба «Мелкий бес». – Прим. автора) прослыть плохим человеком в глазах окружающих. К сожалению, примеры такого поведения мне сплошь и рядом приходилось и приходится наблюдать в повседневной жизни.


– Неужели не возникает желания ввести в роман положительного героя? Может быть, даже выдумать его, как сделал в своё время Фёдор Михайлович Достоевский с Алёшей Карамазовым?


– Не могу сделать это. Просто не представляю себе, как будет выглядеть Алёша Карамазов в таких реалиях. Если во времена Фёдора Михайловича его хотя бы понимали, почитали за кроткого и добродетельного юношу, прислушивались к нему, то сейчас его судьба сложится иначе. Толпа шульцевых просто растопчет его в погоне за «золотым тельцом» и, что самое страшное, просто не заметит этого происшествия. А если не растопчет, то, подменив понятия, назовёт его нравственность обычным ханжеством или слабостью, неумением соответствовать насаждающимся критериям успешности.



– Интересует ли тебя что-нибудь, кроме литературы, или посвящаешь себя ей без остатка?


– Я просто не вижу противоречия между литературой и жизнью. Они диалектически взаимосвязаны. Насколько первая отражает явления второй, настолько же вторая служит неисчерпаемым источником вдохновения для писателей. Я очень люблю общаться с людьми, участвовать в общественных мероприятиях, на которых обсуждаются важные современные проблемы, впитывать новые впечатления. Потом всё это в той или иной форме отражается в моих произведениях. Согласившись с классиком, могу сказать, что с литературой я обвенчан навеки. Она стала моей первой женой и останется ею навсегда. Даже российское законодательство, воспрещающее многожёнство, бессильно этому помешать. Заключённые на небесах браки существуют по иным правилам.

Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 18 ноября 2017 г.


Погода в Липецке День: 0 C°  Ночь: C°
Авторизация 
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
  Вверх